Фенолопластовый подшипник производители

Когда слышишь 'фенолопластовый подшипник производители', первое, что приходит в голову – дешёвая альтернатива металлическим узлам. Но в судовых механизмах это не просто кусок прессованной пластмассы. На примере нашей работы с гребными валами для рыболовных сейнеров объясню, где фенолопласт выживает, а где сыпется через месяц.

Почему фенолопласт, а не баббит?

В 2018 году на замену подшипников скольжения рулевого устройства ледокольного буксира поставили экспериментальные фенолопластовые вкладыши. Заказчик требовал снизить вибрацию – металл 'пел' на низких оборотах. Через три недели получили звонок: 'Вы что, картон поставили?'. Оказалось, при работе в ледяной воде материал дал усадку в 0,3 мм – не учли коэффициент температурного расширения.

Сейчас для фенолопластовый подшипник в забортной воде используем только модификации с графитовым наполнителем. На ООО Дандун Восточный морской завод пришлось переделывать оснастку для пресс-форм – стандартные допуски не подходили для морской воды.

Кстати, на сайте https://www.dddh.ru есть чертежи посадок для судовых теплообменников – там же принципы подходят для расчёта зазоров в полимерных подшипниках. Мы свои таблицы на основе их методик дорабатывали.

Где фенолопласт работает лучше бронзы

В подшипниках гребных валов малых катеров – идеально. Особенно если вал составной, с промежуточными опорами. Металл здесь изнашивает сам вал, а фенолопласт 'облизывает' неровности. Проверяли на катерах для речных патрулей – после 200 моточасов биение вала не изменилось.

Но есть нюанс: нельзя ставить такие подшипники в зоне резких перепадов температур. Помним случай с теплообменником, где от парового подогрева фенолопласт 'поплыл'. Пришлось экстренно менять на текстолит.

Для производителей ключевое – однородность прессовки. Как-то взяли партию у нового поставщика – в одном подшипнике визуально видна слоистость. Разломили – внутри воздушные пузыри. Хорошо, что проверили до установки на вал.

Ошибки проектирования, которые дорого обходятся

Самая частая – неверный расчёт зазора на разбухание. Для морской воды даём +0,5 мм к номиналу, но это ещё зависит от скорости вращения. На высокооборотистых валах (выше 1000 об/мин) зазор увеличиваем ещё на 0,2 мм.

В 2020 году для буксира-спасателя делали подшипники рулевого вала. Конструкторы поставили жёсткие допуски как для металла – при первом же выходе в море заклинило. Хорошо, что стояли дублирующие упоры.

Сейчас все расчёты для фенолопластовый подшипник проверяем через моделирование тепловых деформаций. На https://www.dddh.ru выкладывали кейс по адаптации этих методов для судовых винтов – принципы похожи.

Почему не все производители берутся за спецзаказы

Сделать типовой подшипник – одно дело. А вот для специфичных условий вроде арктического плавания нужны дополнительные пропитки. Мы как-то экспериментировали с масляными пропитками – материал начал отслаиваться при -40°C.

Многие цеха отказываются от мелкосерийных заказов для судостроения – слишком жёсткие требования к сертификации. На ООО Дандун Восточный морской завод специально держат линию для штучных изделий – там же делают и нестандартные валы по нашим чертежам.

Интересный момент: фенолопластовые подшипники для теплообменников оказались долговечнее, чем ожидали. В химически агрессивной среде отработали 5 лет вместо планируемых 3 лет.

Что изменилось за последние 5 лет

Раньше фенолопласт считали 'бюджетным' решением. Сейчас – это часто технически обоснованный выбор. Особенно после появления армированных версий с углеродным волокном.

На рыболовных траулерах стали ставить составные подшипники – фенолопласт плюс композитные вставки. Так решаем проблему с ударными нагрузками при работе траловой лебёдки.

Кстати, наши наработки по фенолопластовый подшипник для гребных валов теперь используют и в энергетике – для насосов охлаждения. Переняли опыт с судовых систем.

Перспективы или тупик?

С одной стороны – появляются новые полимеры. С другой – фенолопласт дешевле в 2-3 раза при сопоставимых характеристиках для стандартных задач.

В ближайшие годы точно не сдаст позиции в судовых механизмах общего назначения. Хотя для высокоскоростных катеров уже переходим на полиамид с добавками.

Главное – не гнаться за дешёвыми решениями. Лучше переплатить за качественный фенолопластовый подшипник, чем потом менять весь узел из-за разрушения вкладыша. Мы на своём опыте в ООО Дандун Восточный морской завод убедились – экономия на материалах выходит боком.

Соответствующая продукция

Соответствующая продукция

Самые продаваемые продукты

Самые продаваемые продукты
Главная
Продукция
О Нас
Контакты

Пожалуйста, оставьте нам сообщение