+8613941597979

Когда речь заходит о фенольных подшипниках для морской техники, половина закупщиков сразу лезет в интернет с запросом 'фенольный подшипник поставщики' - и это первая ошибка. За десять лет работы с судовыми механизмами на Востсточном морском заводе я убедился: настоящие специалисты по фенолформальдегидным композитам не светятся в топе поисковиков. Особенно когда нужны подшипники для гребных валов, где важна не просто термостойкость, а устойчивость к морской воде при переменных нагрузках.
В 2018 мы закупили первую партию фенольных подшипников у 'проверенного' поставщика из Екатеринбурга. Через три месяца эксплуатации на буксире получили радиальное биение в 0.7 мм - для гребного вала это катастрофа. Разбираясь, выяснили: производитель использовал фенольную композицию без морской сертификации, хотя позиционировал продукт как 'универсальный для ВВТ'. С тех пор всегда требуем протоколы испытаний в соленой среде.
Кстати, многие путают фенольные и текстолитовые подшипники - внешне похожи, но при температуре свыше 120°C фенольные держат форму лучше. Хотя для теплообменников низкого давления я бы рекомендовал компромиссный вариант - фентотекстолитовые втулки.
Сейчас на фенольный подшипник поставщики часто дают стандартные размеры, но в судоремонте обычно нужна подгонка. Мы на своем опыте в ООО Дандун Восточный морской завод пришли к тому, что заказываем заготовки с припуском 2-3 мм, а потом доводим на месте под конкретный гребной вал.
Первое - наличие действующего сертификата РМРС на материалы. Второе - опыт работы именно с судовыми механизмами. Третье - готовность делать пробные партии. Наш завод сотрудничает с тремя проверенными производителями, но даже с ними каждый раз проводим входной контроль.
Один из поставщиков когда-то предложил нам фенольные подшипники с добавлением дисульфида молибдена - в теории для снижения трения. На испытаниях выяснилось: в морской воде эта добавка вымывается за 200-300 часов работы. Вернулись к классическим составам с графитовым наполнителем.
Сейчас ищем поставщики фенольных подшипников для нового проекта - винтов регулируемого шага. Требуются изделия с рабочей температурой до 180°C при давлении 4 МПа. Из трех потенциальных вариантов только один предоставил расчеты на ползучесть материала.
При обработке фенольных подшипников важно соблюдать скорость резания - при перегреве появляются микротрещины. Мы на своем заводе отработали технологию с охлаждением эмульсией на водной основе (масло не подходит - впитывается в материал).
Еще нюанс: после механической обработки обязательно нужно выдерживать подшипники 24 часа в условиях будущей эксплуатации. Для морской техники - при влажности 80-85%. Иначе возможна деформация при установке на вал.
Кстати, для рулевых валов иногда выгоднее использовать не фенольные, а металлофторопластовые подшипники - но это тема для отдельного разговора. Хотя если говорить о фенольный подшипник для неответственных узлов, то переплачивать нет смысла.
В 2021 перебирали подшипниковый узел на сухогрузе 'Волгонефть'. Замена фенольного подшипника гребного вала показала: предыдущий ремонт сделали с нарушением посадки - зазор был 0.4 мм вместо допустимых 0.15-0.22 мм. Пришлось переваривать кронштейн.
Для теплообменников используем фенольные подшипники реже - в основном когда нужна стойкость к агрессивным средам. Хотя на паре химических танкеров ставили именно такие - отработали 5 лет без нареканий.
Сейчас ведем переговоры с новым поставщиком из Перми - они предлагают фенольные композиты с керамическими добавками. Заявленные характеристики интересные, но пока нет практического опыта эксплуатации. Возьмем пробную партию для ремонта вспомогательного насоса.
В Европе постепенно переходят на композитные подшипники с углеродным волокном, но для нашего флота это пока дорого. Фенольные варианты остаются оптимальными по цене и надежности для 80% случаев.
Интересно было бы попробовать фенольные подшипники с полимерным покрытием - один немецкий производитель предлагал такие для высокооборотных валов. Но стоимость в 3 раза выше обычных, а гарантийный срок всего на 20% больше.
Если говорить о будущем, то вероятно будем постепенно переходить на комбинированные решения. Например, для новых проектов на Востсточном морском заводе рассматриваем вариант с фенольными подшипниками в паре с биметаллическими втулками для критичных узлов.