+8613941597979

Когда слышишь про ахтерштевеньный вал, первое что приходит в голову — какая-то архаичная деталь с парусных фрегатов. А на деле это один из ключевых узлов даже для современных судовых рулевых систем. Многие путают его с баллером, но там принципиально другая механика нагрузки...
На ахтерштевеньный вал производитель в России обычно смотрят как на кузнеца-одиночку. Мы в ООО Дандун Восточный морской завод изначально взяли курс на серийное производство с полным циклом контроля. Помню, как в 2018 году пришлось переделывать всю систему креплений — классические шлицы не выдерживали вибрации на речных судах.
Сейчас используем комбинированную обработку: черновую ковку на гидравлическом прессе 6300т, потом механическую обработку с допусками до 0,01мм. Особенно сложно дались первые партии для ледоколов — пришлось полностью менять технологию закалки, стандартная нормализация не подходила.
Как-то раз получили рекламацию от судоремонтного завода в Находке — вал диаметром 280мм дал продольную трещину после полугода эксплуатации. Разбирались три месяца, оказалось проблема в микроскопических включениях серы в стали 40ХНМ. Пришлось пересматривать все договоры с металлопрокатчиками.
Самое коварное в производстве ахтерштевеньный вал — кажущаяся простота геометрии. Начинающие технологи часто недооценивают важность галтелей в местах перехода диаметров. У нас был случай, когда из-за радиуса всего на 2мм меньше проектного три вала пошли трещинами при испытаниях на кручение.
Сейчас внедрили ультразвуковой контроль после каждой термообработки. Даже если ТУ этого не требует — сами прописали в регламенте. Еще важно следить за шероховатостью посадочных мест — разницу между Ra=1.6 и Ra=3.2 многие не воспринимают всерьез, а ведь это влияет на ресурс уплотнений.
Для особо ответственных применений (например, для арктических судов) перешли на стали типа 09Г2С-12 с дополнительным низкотемпературным отпуском. Дороже на 25%, но полностью исключаем хладноломкость при -60°C.
Когда начали предлагать ахтерштевеньный вал производитель за рубеж, столкнулись с недоверием. Европейские заказчики требовали сертификаты по ISO 9001, которые у нас тогда были только в процессе получения. Пришлось пройти ускоренную сертификацию в Germanischer Lloyd.
Сейчас наши валы работают на судах под сингапурским и кипрским флагами. Самый сложный заказ был из Турции — требовалось изготовить вал длиной 6,7 метров с конической посадкой под гребной винт. Пришлось разрабатывать специальную оснастку для токарно-карусельного станка.
На сайте dddh.ru мы специально не выпячиваем экспортные истории — это часто вызывает скепсис у отечественных заказчиков. Но в технических карточках указываем все действующие сертификаты.
За 12 лет работы перепробовали кучу станков. Наиболее стабильные результаты дают тяжелые токарно-винторезные станки 1А665 — советская классика, но для валов до 8 метров лучше ничего не придумали. Для чистовой обработки используем DMG Mori CTX beta 1250tc.
Особую гордость составляет участок гальванических покрытий — цинкование с пассивацией по ГОСТ 9.305-84. Многие производители экономят на этом этапе, а потом удивляются почему валы ржавеют в зоне переменной ватерлинии.
Для контроля геометрии используют лазерные трекеры Leica Absolute — дорогое удовольствие, но погрешность в 5 микрон того стоит. Особенно когда делаешь валы для буксиров с динамическим позиционированием.
Сейчас экспериментируем с аддитивными технологиями для фланцевых соединений — наплавка антифрикционного слоя из порошковой стали. Пока дороговато получается, но для ремонтных работ уже применяем.
Планируем в следующем году запустить линию по производству полых валов — это снизит массу на 15-20% без потери прочности. Правда, придется закупать новое оборудование для радиального сверления.
На морских салонах часто спрашивают про композитные валы — пока считаю это преждевременным для основной массы заказчиков. Хотя для скоростных катеров уже делали опытные образцы из углепластика.
Частая ошибка — заказывать ахтерштевеньный вал по стандартным каталогам без учета специфики эксплуатации. Для речных судов, например, критична стойкость к абразивному износу от песка в воде. Пришлось разрабатывать специальное твердотельное покрытие.
Для рыбопромысловых судов важна стойкость к сероводородной коррозии — тут обычные нержавейки не работают. Используем стали марки 06ХН28МДТ с дополнительным пассивированием.
Самый неожиданный случай был с заказом для научно-исследовательского судна — потребовалось обеспечить минимальный уровень магнитного поля. Пришлось использовать специальную немагнитную сталь 55Г18Н4А3 с двойной нормализацией.
Наше предприятие исторически специализируется на комплектующих для судостроения — от гребных винтов до теплообменников. Но именно ахтерштевеньные валы стали тем направлением, где мы смогли реализовать полный цикл — от проектирования до финишной обработки.
Сейчас в портфеле заказов около 40% составляют именно рулевые системы, причем половина — это индивидуальные проекты под конкретные суда. Недавно, например, делали вал с интегрированной системой датчиков для умного судовождения.
Ключевое преимущество — собственное конструкторское бюро, которое оперативно вносит изменения в чертежи. Многие конкуренты работают по устаревшим типовым проектам, не учитывающим современные требования к энергоэффективности.