+8613941597979

Когда ищешь производителя гребного вала, первое, что приходит в голову — сравнить цены. Но за годы работы с ООО Дандун Восточный морской завод понял: дешевый вал обходится дороже всего. Особенно если речь о судах ледового плавания.
Видел как-то на судне-снабженце вал с идеальной сталью 40ХНМА — но конус сидел с зазором в 0,3 мм. Капитан жаловался на вибрацию на заднем ходу. Оказалось, производитель сэкономил на чистовой обработке, оставили черновой проход.
У нас на заводе для гребных валов используем двухступенчатую шлифовку: сначала абразивом 400, потом 800. Да, дороже. Но зато посадка конуса идет 'в ноль'. Помню, для Arctic Supplier делали — так там технадзор замерял микрометром каждый миллиметр.
Кстати, про конусы. Стандарт — 1:15, но для винтов регулируемого шага лучше 1:12. Не все производители это учитывают. Мы в ООО Дандун Восточный морской завод всегда уточняем тип ВРШ перед изготовлением.
В 2018 году поставили партию валов для буксиров Калининграда. Заказчик требовал закалку ТВЧ до HRC 45. Уговорили на нормализацию — соляная вода + перепады температур делают закаленную сталь хрупкой.
Через три года звонок: 'Ваши валы работают, а у конкурентов трещины в галтелях'. Секрет — не в твердости, в правильном отпуске после ковки. Наш технолог Вадим до сих пор хранит тот самый вал с вырезом для металлографии.
Кстати, для тропиков совсем другая история. Там нужна высокая коррозионная стойкость. Часто идем на компромисс: 30ХГСА с цинкованием горячим способом. Хотя цинк сложно наносить равномерно на конусную часть.
Самая дурацкая поломка, которую видел — на сухогрузе 'Волго-Дон'. Монтажники перетянули гайку винта динамометрическим ключом на 3500 Н·м вместо 2200. Производитель вала, конечно, виноват? Нет.
Теперь всегда в паспорте на вал гребного устройства производитель указываем не только момент затяжки, но и метод контроля — ультразвуковой или шаблонами. Для особо ответственных случаев прикладываем калиброванные прокладки.
Еще история с теплообменником помогла — стали рекомендовать клиентам проверять соосность линии вала после замены охладителя. Казалось бы, смежная деталь, а как влияет...
Делали как-то валы по чертежам немецкого проекта. Все идеально — биение 0,02 мм, шероховатость 0,8 мкм. А через год приходит судно на ремонт — оказалось, конструкция не позволяла снять вал без демонтажа рулевого устройства.
Теперь всегда спрашиваем заказчика: 'У вас на судне есть технологические окна для замены?' Если нет — предлагаем составные валы. Да, дороже на 15-20%, но экономия на ремонте в 3 раза.
Кстати, про составные валы. Для больших судов лучше делать с фланцевым соединением на 8 болтах, а не на 6. Видел как на волнении болты срезало — хорошо, что вал был от ООО Дандун Восточный морской завод, фланцы выдержали.
В 2022 году делали валы для вспомогательного ледокола. Особенность — переменные нагрузки при работе в торосах. Рассчитывали не только на кручение, но и на изгиб с вибрацией.
Применили сталь 34ХН3МФ — дорого, но для -50°С нужно. Еще увеличили радиус галтели в 2 раза против стандарта. Классификационное общество сначала не соглашалось, но наши расчеты убедили.
Сейчас эти валы уже два сезона отработали. По телеметрии видно — в критических режимах запас прочности еще 40%. Значит, можно было бы немного сэкономить на материале... Но для Арктики лучше перебдеть.
Главное — производитель должен понимать, где будет работать судно. Мы в ООО Дандун Восточный морской завод перед расчетами всегда запрашиваем условия эксплуатации. Потому что вал для речного толкача и для морского парома — это разные миры.
Сайт https://www.dddh.ru обновляем нечасто — все силы уходят на производство. Но там есть технические памятки по монтажу. Советую почитать, особенно про центровку.
И да — никогда не экономьте на балансировке. Вибрация съедает ресурс подшипников быстрее, чем плохая сталь. Проверено на десятках судов.